Островная Арктика

Brepak.ru

Макрокомплекс промышленности и сельского хозяйства. Базовые комплексы промышленности

Размещение нефтегазодобычи в срединной зоне страны определило возможность эффективного топливоснабжения различных регионов. За последние десятилетия основные центры газовой промышленности переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и Европейский Север, а затем — в Западную Сибирь (Тюменская область), ставшую главной базой добычи природного газа (свыше 90%). Новые центры развиваются на Южном Урале (Оренбургская область) и в Прикаспии (Астраханская область), где сооружаются и действуют крупные газохимические комплексы, а также на Европейском Севере. Газодобыча ведется в старых районах — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Добычу, переработку и транспорт газа осуществляет крупнейшее в мире газопромышленное объединение (естественная монополия) - РАО «Газпром».

Добыча и транспортировка газового топлива весьма эффективны. У нас впервые используются для газопроводов трубы диаметром 1220 и 1420 мм при давлении 75 атм с пропускной способностью 20-22 и 30—32 млрд. м газа в год, намечается применять еще более крупные трубы — 1620 мм при давлении 120 атм и с пропускной способностью до 60 млрд м.

Характерно, что половину западно-сибирской нефти добывают три компании - «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС». В старых нефтяных районах запасы постепенно вырабатываются, технико-экономические показатели добычи ухудшаются. Если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешевым фонтанным способом, то теперь столько же приходится на дорогой насосный метод.

Крупнейшая нефтедобывающая компания России -«ЛУКОЙЛ», важное место в отрасли занимает государственная корпорация «Роснефть». С целью укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынке целесообразно укрупнение российских нефтяных компаний и создание мощной государственной. Единственное нефтетранспортное объединение - «Транснефть» - находится в руках государства.

Важнейшие магистральные нефтепроводы, определяющие территориальную сферу нефтяного рынка, проложены из Северо-Западной Сибири на запад, юг, восток.

Общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 61 тыс. км. Ряд магистралей пересекает государственную границу и транспортирует нефть на экспорт

Переработка нефти в основном размещается в районах потребления нефтепродуктов, хотя это не всегда выгодно. Исторически нефтепереработка возникла на путях следования по Волге бакинской нефти (Волгоград, Саратов, Сызрань и др.), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Орск, Ангарск и др.). Вместе с тем нефть перерабатывается в местах ее добычи или вблизи их — в Волго-Уральском районе (Уфа, Ново-куйбышевск и др.), на Северном Кавказе (Грозный), Европейском Севере (Ухта), в Западной Сибири (Омск).

Основной рынок нефтепродуктов (продажа) совпадает с крупнейшими районами и центрами их производств: автобензина — Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива - те же регионы и Нижегородская область, топочного мазута - перечисленные регионы (без Омской области), Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250км.

Почти 2/3 добычи угля приходится на Сибирь, в том числе 2/5 на Кузбасс — главную угольную базу. Восток выделяется лучшими технико-экономическими показателями освоения ресурсов угля из-за широких возможностей вести разработки открытым (карьерным) способом с помощью высокопроизводительной горной техники. Открытая добыча, составляющая половину всей добычи, осуществляется в Канско-Ачинском, Южно-Якутском и на отдельных месторождениях Кузнецкого, Иркутского и других бассейнов. Причем приведенные затраты на тонну канско-ачинского угля вдвое меньше, чем кузнецкого (шахтного). Это создает благоприятные условия для улучшения топливоснабжения дефицитных районов и формирования на местах промышленных комплексов энергоемких производств. Добыча ведется на Дальнем Востоке, в Печорском бассейне, в оставшейся в России части Донбасса, на Урале и в Подмосковье.

С переходом к рыночным отношениям угольная промышленность стала испытывать серьезные затруднения. Большинство шахт оказалось убыточным. Трудности коснулись даже Донецкого, Печорского и Кузнецкого бассейнов, добывающих высококачественный, но зачастую дорогой уголь (из-за глубокого залегания и маломощности пластов).

Наиболее дорогой по затратам на добычу донецкий уголь стал более дешевым (с учетом стоимости доставки потребителям), чем кузнецкий и печорский в Европейской части, где потребляется примерно одинаковое количество этих видов энергетического топлива. В таких традиционных районах сбыта кузнецкого угля, как Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Центральный, в больших объемах начали поставляться печорские и донецкие угли. Поскольку общая добыча углей Кузбасса в два с лишним раза превышает добычу двух других, специалисты считают целесообразным положить затраты на кузнецкий уголь в основу согласования цен в районах, расположенных западнее его места добычи. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

География Японии Солнце всходит на востоке, приносит счастья людям, так и Япония, которую называют страной "восходящего солнца". Япония это страна с великой историей, начиная с самых древнейших времен и интереснейшими традициями, бытом и культур ...

Оригинальные карты и атласы Картографические произведения - это уникальные документы, памятники конкретной исторической эпохи, в которых зафиксированы разнообразные сведения о территориях на определенный момент времени. Карты и атласы с полным основанием можно рассм ...