Одним из основных направлений внешней политики Туркменистана является обеспечение его экономической модернизации. При этом необходимо учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, тесную связь внешнеэкономического направления с "собственно политическим" сектором внешнеполитической деятельности Туркменистана. Одной из проблем является тот факт, что кто определяет и кто должен определять стратегию внешнеполитического развития только государственный аппарат или также и специалисты, общественность, деловые люди, наконец, политические партии, выражающие широкий спектр общественных интересов. Безусловно, предпочтителен второй вариант. Однако, многие признаки свидетельствует, что движение к нему в настоящее время в Туркменистане еще только начинается.
Во-вторых, в построении внешней политики Туркменистана необходимо учитывать текущую внешнеэкономическую конъюнктуру, и прежде всего соотношение экономических интересов различных стран. Так, наибольшую экономическую заинтересованность в сотрудничестве с Туркменистаном из-за его большого сырьевого потенциала имеют и будут иметь индустриально развитые государства. В связи с этим более крепкие экономические связи будут устанавливаться, по всей видимости, прежде всего с такими странами, как Россия, Турция, Украина, страны Западной Европы. Меньшую внешнеэкономическую активность можно прогнозировать во взаимоотношениях с Ираном, Афганистаном, Пакистаном, поскольку экономические потенциалы последних являются не взаимодополняющими, а взаимоконкурирующими по отношению к Туркменистану.
Учитывая реальности мировой экономики можно прогнозировать, что чем глубже Туркменистан будет входить в "плотные слои" мирохозяйственных связей, тем большую конкуренцию ему придется испытать на себе и тем труднее ему будет отстаивать свои интересы. Неизбежно возникнет, например, такая проблема, как налаживание взаимоотношений с влиятельной организацией стран ОПЕК, контролирующей добычу и сбыт значительной доли мировых нефтяных ресурсов. Борьба за рынки, в частности за рынки энергоносителей, несомненно составит важный аспект содержания экономического направление внешней политики Туркменистана.
В-третьих, важно соотносить содержание экономических аспектов внешней политики Туркменистана с приоритетами и темпами внутренних преобразований в его экономике. В этом плане то, что сейчас делается и уже сделано в Туркменистане обнадеживает.
В республике начинает развиваться предпринимательство, вводится частная собственность, осуществляется приватизация. В стране принят закон о введении частной собственности на землю, в соответствии с которым, каждый гражданин имеет право стать собственником земельного участка площадью до 50 га, или может взять до 500 га в долгосрочную аренду. Важным стимулом в развитии предпринимательства является решение о создании 7 свободных зон для предпринимательства. К числу стимулов деловой активности следует отнести и ряд принятых законов: "О внешней экономической деятельности в Туркменистане", "Об иностранных инвестициях в Туркменистане", "Об инвестиционной деятельности в Туркменистане". Эти документы направлены на привлечение и эффективное использование иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики нового типа.
Деятельность различных фирм регулируется с законом "О предприятиях в Туркменистане", который был принят 12 ноября 1991 года. Этот закон определяет общие правовые, экономические, социальные основы деятельности и самостоятельности предприятий. Тогда же был принят закон "О предпринимательской деятельности в Туркменистане", где говориться, что предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности. Необходимо подчеркнуть важность осуществляемой реорганизации банковской системы, которая проводится в соответствии с законами "О государственном банке Туркменистана", "О банках и банковской деятельности". Банковская система построена на 2-х уровневой основе: на верхнем уровне с государственным банком, на нижнем уровне - с коммерческими банками. Примечательно, что в сентябре 1992 года Туркменистан стал членом Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Одно из центральных мест во внешней политики Туркменистана занимает в настоящее время и должно занимать культурное сотрудничество с сопредельными и всеми заинтересованными государствами. Примером такого сотрудничества могут быть договоренности, достигнутые в последнее время с Турцией о начале вещания на территорию Туркменистана одного из каналов турецкого телевидения. В области подготовки кадров турецкая сторона известила о своей готовности выделить Туркменистану 2 тысячи стипендий, в том числе 600 стипендий - в высшие учебных заведениях Турции. Турция и Туркменистан заявили о том, что будут всеми мерами содействовать развитию туризма, более тесных отношений между учеными, журналистами, парламентариями, политическими деятелями и работниками культуры, другими представителями общественности. Перейти на страницу: 1 2 3
Еще статьи по теме
Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Положение района - цент ...
Западно-Сибирская тайга Западно-Сибирская равнина — наиболее обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. В ее пределах располагаются Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, Томская и Северо-Казахстанская области, значительная часть Алтайского края, ...