Рассчитаем основные показатели, характеризующие качественные характеристики транспортных путей в регионе (Таблица 8).
Таблица 8 Характеристика транспортных путей региона
Регион | Железные дороги, тыс. км. | Речные пути, тыс. км. | Автомобильные дороги, тыс. км. | Площадь территории региона, тыс. км. | Густота ж-д путей, км/ 10000 кв. км. | Густота речныз путей, км/ 10000 кв. км. | Густота автодорог км/ 10000 кв. км. |
ЗСЭР | 1,1 | 0,5 | 10,5 | 55,4 | 198,5 | 90,2 | 1895,3 |
РФ | 86 | 502 | 750 | 17075,4 | 52 | 303,5 | 33,4 |
Перспективы развития транспортной отрасли Псковской области в целом выглядит позитивными. Так, администрация региона ежегодно направляет на дорожное строительство и ремонт до 24% собственных доходов областного бюджета
В структуре грузооборота в Псковской области по видам транспорта доминируют автомобильный (51,2%) и железнодорожный (46%) транспорт. Значительный рост цен на авиаперевозки сделал воздушный транспорт недоступным как большей части населения, а его использование для производственных нужд – нерентабельным В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом наибольший удельный вес занимают перевозка леса и строительных материалов (38% и 26% соответственно), затем идут нефтяные грузы и лом черных металлов (10 и 8% соответственно). Таким образом, железнодорожный транспорт действительно используется в основном для вывоза сырья, которое поступает преимущественно в Рижский и Таллиннский порты с целью дальнейшей транспортировки в страны Евросоюза.
Очевидно, что вступление стран Балтии в ЕС не станет препятствием для развития железнодорожных грузоперевозок, однако необходимо отметить опасения части экспертов в связи с усилением конкуренции со стороны Санкт-Петербургского морского порта. Соответственно общность интересов псковских предпринимателей и балтийских портов заставит искать взаимовыгодный выход в условиях конкурентной борьбы с петербургскими грузоперевозчиками
Кроме того, средняя себестоимость грузоперевозок в Псковской области в пересчете на доллары США возросла за тот же период в 2,2 раза, средняя себестоимость перевозок пассажиров – в 2,5 раза, при этом норма рентабельности остается на достаточно низком уровне, не позволяющем проводить активную политику в отношении обновления основных фондов
При активной конкуренции между латвийскими и эстонскими автоперевозчиками, отмечаемой некоторыми из экспертов, в условиях расширения Евросоюза, на территории которого предъявляются достаточно серьезные требования к подвижному составу, псковским перевозчикам придется решать довольно сложную проблему обновления транспортного парка, при невозможности повышения цен выше балтийских.
В связи с этим возникает проблема привлечения инвестиций в транспортную отрасль региона. В противном случае, псковские транспортники могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с балтийскими, и возможности трансграничного сотрудничества обернутся в жесткую конкурентную борьбу, перспективы победы в которой для псковских перевозчиков достаточно сомнительны.
Еще статьи по теме
Основные тенденции развития итальянской экономики с 90-х годов и до сегодняшнего времени Италия — морская страна. В государстве отсутствуют территории, отдаленные больше чем на 120 км от моря. Издавна Сицилия и Апеннинский п-ов были соединительными звеньями между Европой и Африкой. Почти 4/5 поверхности страны занимают гор ...
Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан 1Известно, что энергетика является двигателем научно-технического прогресса и предпосылкой экономического развития практически всех стран мира. Энергия проникает во все сферы, образно говоря, энергией пропитана вся наша жизнь. Потребление ...