Островная Арктика

Brepak.ru

Центральная Россия

Москва, расположенная в центре Русской равнины, была защищена лесами и реками, имела поблизости житницы, удобный выход к торговым путям, возможность использовать волоки на реках.

После усиления роли Москвы она сама подавляет и завоевывает конкурентов — Новгород, Казань, Смоленск.

Среди причин усиления роли Москвы часто отмечают правильную политику московских князей, но и она была географически детерминирована. Рязань долго сковывал страх перед Ордой, Тверь, напротив, слишком рано пыталась поднять против нее восстание. На северо-западе находился Великий Новгород, на юго-востоке — Астрахань. Вдоль этой оси складывается область поселения славян, в центре которой находилась Москва.

Третий фактор — превращение Москвы в центр Русской православной церкви

— резко усилил воздействие Москвы на многие русские земли.

Устойчивость ЭГП Москвы многократно подтверждалась историей, но особенно ярко в тот период, когда северная столица — Санкт-Петербург — на два века обратила Москву в положение «порфироносной вдовы», но даже тогда последняя не утратила значения роли главного внутреннего центра. В конечном итоге преимущества военно-стратегического и экономико-географического положения Москвы перед Петроградом определили выбор столицы Советской России в 1918 г. В советское время положение Москвы усилилось за счет концентрации здесь научных и административных кадров, а в послевоенный период — созданием системы ПРО.

Своеобразное транспортно-географическое положение имеет также и Нижний Новгород, в месте слияния Оки с Волгой, что определило его важное торговое и транспортное значение (здесь проводились всероссийские ярмарки). На юге Центральной России наряду с древними городами создавались крепости для защиты от набегов кочевников.

Транспортно-географическое положение. В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала, Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.

Транспортными магистралями Центральная Россия связана с основными внешнеторговыми портами Балтийского и Черного морей, приграничными железнодорожными узлами. С распадом Советского Союза экономические связи региона с новыми независимыми государствами во многом нарушились. Резко усложнилось геополитическое положение Центральной России, которая «вышла» к государственной границе на протяжении более 3 тыс. км.

Преимущество экономико-географического положения Центральной России — наличие в ней Москвы — крупнейшего транспортного узла.

Как и все старинные города-крепости, Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новые кольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальше от центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходились дороги, связывающие Москву с окружавшими ее городами. Эта структура сохранилась и до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкие улицы.

С 1830 по 1850 г. по трассам прежних гужевых трактов были проложены шоссе с твердым покрытием, а параллельно им в 60-е годы XIX в. — железные дороги Ярославль—Вологда—Нижний Новгород, Рязань—Воронеж—Курск—Харьков, Смоленск—Минск—Варшава. Впоследствии в обход Москвы создаются железные дороги для соединения портов Балтики и Волги. Более 90% всей железнодорожной сети было создано к началу XX в. С 1901 по 1985 г. были построены лишь дорога Москва—Казань, малое и большое московское железнодорожное кольцо. В 30-е годы XX в. началась электрификация Московского транспортного узла и лишь в 50-е годы — ЦЭР. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Современная демографическая ситуация в России Демография − наука не новая. Ей уже более 300 лет. Однако до недавнего времени она всё ещё оставалась новой (в смысле − малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова &qu ...

Горы Аппалачи Физическая география представляет собой систему или циклы наук, имеющих самостоятельные объекты и методы исследования. Для системы физико-географических наук объектами могут быть или отдельные компоненты природной среды (верхние части лито ...