В целом миграционный оборот Республики Беларусь с другими странами в 90-е гг. постоянно снижался. Если в 1992 г. 117,7 тыс. человек прибыло в республику и 60,5 тыс. выбыло из нее, т. е. чистый прирост составил 57,2 тыс. человек, то в 1998 г. прибыло 33,2 тыс. человек, а выбыло 13,3 тыс. человек, т. е. прирост составил 19,9 тыс. человек. Внешняя миграция складывалась из двух разных потоков: первый – со странами СНГ и Балтии и второй – с другими странами, не входящими в СНГ и страны Балтии. Если в первом потоке Беларусь на протяжении 90-х гг. постоянно имела положительный чистый прирост, то во втором он постоянно был отрицательным.
Динамика миграционных потоков с ближним зарубежьем обусловлена рядом разнонаправленных факторов. Население, которое ранее свободно переезжало по территории СССР, сдерживают не только экономические (разные валютные системы, обнищание населения, отсутствие перспектив приобретения жилья, опасения по поводу возможных трудностей с трудоустройством), но и административные факторы. Люди остерегаются менять место жительства из-за проблем с гражданством, боятся потерять возможность связи с родственниками, опасаются проблем с исчислением стажа работы и получением пенсии и т. д. Сыграло свою роль и разделение Вооруженных Сил.
Активизируют миграционные потоки такие причины, как опасение потерять гражданство той страны, на территории которой люди собираются жить; военные конфликты, возникшие на территории ряда бывших республик СССР, нежелание жить в разных государствах с родственниками.
В республике расширяется география экспорта и импорта рабочей силы. В течение 1998 г. в республике по договорам и контрактам работали мигранты из 32 стран (в 1995 г. – из 21 страны), а жители Республики Беларусь выезжали в 14 стран мира (в 1995 г. – в 7 стран). В Беларусь в основном прибывают трудящиеся-мигранты из стран СНГ и Балтии. В 1998 г. они составили 97,8 % (в 1995г. – 74,2 %) зарегистрированной иностранной рабочей силы, в том числе: прибывшие из Украины – 81 % (2405 чел.), из Армении – 8,3 % (247 чел.), Российской Федерации – 3 % (88 чел.), Латвии – 3 % (87 чел.).
Трудящиеся-эмигранты из Беларуси выезжали в основном в Российскую Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову, Украину. Статистическая информация о сроках действия договоров и контрактов выезжающих на работу за пределы республики отсутствует.
Отсутствуют также данные об уровне образования и других социальных характеристиках трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов, а также о том, работают ли они в соответствии со своим образованием и прежней профессией.
Большинство трудящихся-эмигрантов из Беларуси работают по договорам и контрактам в странах СНГ. В 1998 г. выезжали из Республики Беларусь на работу на основе подписанных договоров и контрактов в Российскую Федерацию – 2004 человека, Молдову – 456, в Украину – 373, Венгрию – 145, Польшу – 90, Узбекистан – 67, США – 40, Грецию – 29, Израиль – 21 человек.
В числе трудящихся-эмигрантов, так же, как и среди трудящихся-иммигрантов, преобладают занятые на работах, связанных с применением преимущественно физического труда (93,8 % от общей численности выезжавших на работу в другие страны по договорам и контрактам в 1998 г. и 91,2 % выезжавших в январе–июне 1999 г.).
В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5 % составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей.
Наиболее активные трудовые мигранты – это молодежь. Так, более половины всех выезжавших на работу в другие страны по договорам и контрактам (в 1999 г. – 60,2 %) составляла молодежь в возрасте до 24 лет. В контингенте трудящихся-иммигрантов в республике существенно преобладают мужчины: в 1998 г. они составляли 76,2 % всех трудившихся иностранцев.
В современных социально-экономических условиях Беларусь является потенциальным экспортером рабочей силы. При государственном регулировании временной внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Еще статьи по теме
Греция и ее столица Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явл ...
Открытие и освоение Сибири Сибирью сейчас называют Часть Азии от Урала до горных хребтов побережья Охотского моря, от Северного ледовитого океана до казахских степей Монголии. Однако в ХVII веке понятие «сибирской окраины» охватывало более значительную территорию ...