По данным социологических исследований, за период 1991–1995 гг. из числа уволившихся научных сотрудников уехали за рубеж на постоянное место жительства 293 человека, из них 26 докторов и 114 кандидатов наук. Больше всего эмигрантов оказалось среди сотрудников отраслевых институтов (122 человека), преподавателей вузов (110 человек), сотрудников академических НИИ (61 человек).
По результатам исследования, предпринятого в октябре 1998 г. Администрацией Президента Республики Беларусь, за последние пять лет из страны уехали 315 научных и научно-педагогических работников (в том числе и для работы по срочным контрактам). Темпы интеллектуальной миграции, таким образом, сохраняются, хотя, по данным исследований Института социологии НАН Беларуси, миграционный потенциал наших научных учреждений год от года падает ("кто хотел уехать – уехал"). В связи с этим можно ожидать, что научная эмиграция будет молодеть. Отток будет идти за счет молодых перспективных исследователей, лучших выпускников вузов. Западные университеты и научные центры сегодня проявляют к молодым ученым особый интерес. Это в особенности касается физиков, математиков, программистов, радиотехников и других специалистов естественно-научного и технического профиля. Под угрозу ставится будущее нашей науки и экономики; возникает опасность превращения наших элитных вузов в бесплатную кузницу кадров для зарубежных стран и фирм (в первую очередь, США, Израиля и Германии).
Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, стажировки. В 1996 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники.
Нет сомнения, что временная работа и обучение научных кадров и студентов за рубежом способствуют вхождению наших ученых в мировое технологическое пространство, позволяют подготовить высококвалифицированные научные кадры. Однако на практике они часто предшествуют "утечке умов" и способствуют утечке интеллектуальной собственности.
Результаты опросов свидетельствуют о высокой популярности контрактной формы работы за границей: в ходе социологического исследования научных работников выявлено, что 54 % из числа опрошенных хотели бы работать за границей по контракту, а из числа молодых ученых – 89 %. Потенциал интеллектуальной миграции, как видим, чрезвычайно высок. Необходима систематическая работа по ее регулированию.
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.
В связи с этим необходима четкая политика государства, направленная на регулирование интеллектуальной миграции. Имеются два главных фактора эмиграции ученых и длительного выезда на работу по контрактам: заметная разница в уровне жизни и в условиях профессиональной деятельности. Экономическая ситуация в Беларуси не позволит в ближайшем будущем существенно повлиять на эти факторы. Прямое административно-законодательное подавление процесса интеллектуальной миграции в настоящих условиях также представляется нереальным и политически нецелесообразным. Ей должна быть противопоставлена определенная система механизмов, стимулирующих работу на родине и возвращение из-за рубежа. Особое внимание при этом должно быть уделено "группам риска": молодым ученым и аспирантам, проходящим стажировку или обучающимся в зарубежных научных центрах, а также работающим по контрактам ученым среднего возраста, являющимся носителями значительной интеллектуальной собственности.
Решение проблемы ограничения интеллектуальной эмиграции видится также в контексте продолжения и дальнейшего развития политики сохранения и развития научного потенциала республики. Здесь важным является установление и сохранение положительной тенденции поддержки науки и гарантий социальной защиты ученых.
Принципиально важным является создание условий для цивилизованной, с учетом заинтересованности государства и личной заинтересованности ученых, коммерциализации научно-технических достижений, развития научно-инновационного предпринимательства. В условиях недостатка финансовых средств сегодня это, по-видимому, один из реальных путей существенного улучшения финансирования науки и повышения зарплаты эффективно работающим научным работникам. Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Еще статьи по теме
Сравнительная экономико-географическая характеристика лесной и химической промышленности Германии и Китая Лесная и химическая промышленности являются одними из наиболее интересных для изучения ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости их продуктов для экономики любых стран. В работе поставлена ...
Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия Всестороннее изучение и различные наблюдения, проводимые в районе Каспийского моря , направлены в первую очередь на сохранение уникальной экосистемы Каспия в условиях интенсификации использования живых ресурсов его акватории и минерального ...