Островная Арктика

Brepak.ru

Роль культуры, ценностей и норм

Кризис продолжительности жизни в России охватил период, включающий советскую эпоху, период экономического спада 1990-х гг. и подъема начала хх1 столетия. Наличие кризисных явлений, наблюдавшихся в столь разных условиях, позволяет предположить, что в их основе наряду с факторами, непосредственно связанными с социально-политической конъюнктурой, лежит и нечто более общее, не зависящее непосредственно от господствующего социально-экономического строя и политической системы. Это, в свою очередь, требует обратить внимание на роль культуры, норм и ценностей в демографическом кризисе.

Культура, среди прочего, представляет собой определенный набор способов адаптации человека и общества в целом к социальной и природной среде. Если продолжительность жизни ненормально низка, то этот набор нельзя признать удачным, в нем надо что-то менять. Несправедливо, да и вряд ли продуктивно обвинять в кризисе продолжительность жизни российскую культуру в целом. Более точным представляется иной подход- выделить в рамках столь многослойного и сложного феномена, как культура, те блоки, которые функционируют недостаточно эффективно, те элементы и связи, которые негативно влияют на продолжительность жизни.

Представив культуру в виде иерархической многоуровневой структуры, можно предположить, что основные «поломки» в культурном механизме, обусловливающие кризис продолжительности жизни, наблюдаются:

●на «верхних» уровнях культуры, ответственных за формирование смысла жизни;

●на более «приземленных» уровнях повседневной культуры и формулируемых его бытовых практик;

●в каналах прямой и обратной связи между названными уровнями.

Формулирование смысла жизни является одной из главных функций культуры. По словам известного российского учета и мыслителя В. В. Налимова, «психика человека неустойчива, легко уязвима. Она нуждается в постоянном терапевтическом воздействии, которое осуществляется путем привносимого культурой раскрытия новых аспектов реальности мира, порождающих новые смыслы, новые ценностные представления». Формируя базовые смыслы жизни (то, ради чего стоит жить), культура тем самым придает осмысленность и нормам здравоохранительного поведения: если есть ради чего жить, то есть ради чего беречь здоровье, а если уж жертвовать им, то во имя каких-то (также сформулированных культурой) идеалов.

В то же время здравоохранительное поведение (или отсутствие такового) во многом определяется повседневной («бытовой») культурой, в рамках которой формируются практики, более или менее благоприятные для здоровья. Именно они оказывают непосредственное влияние на здравоохранительное поведение. Такие практики относительно независимы от верхних этажей культуры, но все же в известной степени «подчинены» им: если на верхних уровнях культуры человеческая жизнь считается высшей ценностью, то на нижних, «бытовых» этажах создается благоприятный фон для бережного отношения к своему и чужому здоровью. Если же смысла - образующие функции, за которые отвечают «верхние этажи» культуры, ослабевают, то на «нижних этажах», бытовом уровне, начинается буйный рост «сорняков», «цветов зла».

Исходя из сказанного, можно предположить, что свой вклад в кризис продолжительности жизни в России последовательно внесли сразу несколько факторов культурного характера:

●разрушение дореволюционных культур: традиционной «деревенской», интеллигентской, дворянской;

●разочарование значительной части населения в идеалах, предлагаемых (а части навязываемых) официальной советской идеологией и культурой;

●разрастание в образовавшемся вакууме алкогольной, а в последние годы и наркотической субкультуры.

С середины 1960-х гг. наблюдается заметный рост смертности от так называемых алкогольно - связанных внешних причин-отравлений, других несчастных случаев, убийств и самоубийств. У мужчин вероятность умереть от таких причин в 1980 г. было на 50% выше, чем в 1965 г. Между тем хорошо известно, что значительная часть смертности от внешних причин прямо или косвенно связана со злоупотреблением алкоголя.

Свой вклад в «жатву смерти», несомненно, вносит и еще один социально-культурный синдром-склонность к авантюрному поведению (уверенность в том, что шампанское пьет только тот, кто рискует) вкупе с не профессионализмом. Исторические корни уважения к людям, способным рисковать жизнью, в стране, пережившей две мировые и ряд локальных войн, вполне очевидны. Однако мирная жизнь течет по своим, отличимым от законов военного времени, законами. Кроме того, в любых, как мирных, так и военных-условиях риска, не подкрепленные профессионализмом, влечет за собой бессмысленные, неоправданные потери. Об их размере можно судить по числу погибших в результате дорожно-транспортных происшествий: 312,5 тыс. человек за последние десять лет. Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Озёра Японии Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшеб ...

Анализ социально-экономического состояния Астраханской области В данной работе мы рассматриваем подробный анализ социально-экономической среды Астраханской области. Объектом исследования работы являются – Астраханская область, а предметом – социально-экономическое состояние Астраханской области. ...