Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.
В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:
—географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;
—политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;
—экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;
—национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;
—экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.
С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.
Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе.
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.
Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на: 1)полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; 2)обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами; 3)позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; 4)развитие регионального сотрудничества. Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе.
Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.
· Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.
· Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска. Перейти на страницу: 1 2 3
Еще статьи по теме
Современные миграционные процессы населения в России проблемы и перспективы Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются пу ...
Особенности развития хозяйства, расселения и урбанизации Тульской области Территориальная организация населения одна из главных составляющих территориальной организации общества наряду с территориальным разделением труда, размещением производительных сил, административно-территориальной организацией государств, ...