Островная Арктика

Brepak.ru

Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона

Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18% населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования: 19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья в Латвии за чертой бедности. По исследованиям Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения Эстонии.

Всемирный банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира опустилась на 9 позиций. В 1980—1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему экономики занимала 75-е место, а к 2001—2005 годам скатилась на 8 позиций вниз — до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие услуги — на 17,6%, транспорт и связь — на 9,3%, обрабатывающая промышленность — на 6,2%, строительство — на 13,6%.

Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118 регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах, вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения, прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица достигла 11,3%, в Латвии-8,5%.

В настоящее время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и реформирования науки. Процесс сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет, в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии — на 70, в Эстонии — на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил три академических института. Научные исследования на 70% финансирует государство, остальные средства поступают из коммерческих структур, международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам. Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Британские острова Объектом изучения физической географии материков и океанов являются природные территориальные комплексы Земли, планетарные закономерности и морфоструктурные особенности их возникновения, развития и изменения под влиянием хозяйственной деят ...

Основные тенденции развития итальянской экономики с 90-х годов и до сегодняшнего времени Италия — морская страна. В государстве отсутствуют территории, отдаленные больше чем на 120 км от моря. Издавна Сицилия и Апеннинский п-ов были соединительными звеньями между Европой и Африкой. Почти 4/5 поверхности страны занимают гор ...