Островная Арктика

Brepak.ru

Особенности изучения материала о Прикаспийском регионе в школьной программе по географии

Изучив собранный из разных источников материал о Прикаспийском регионе, я решила изучить материал о регионе в школьной программе по географии. Для этого я ознакомилась со школьной программой и учебниками 8 и 9 классов, где изучают географию Казахстана.

В учебнике 8 класса нет отдельного параграфа, посвященного Прикаспийскому региону, но в других разделах дается краткая физико-географическая характеристика.

Так, в начале учебника в истории географических исследований территории Казахстана такие ученые как Геродот, Страбон, Птолемей в своих трудах дают нам первоначальные географические сведения о Каспийском море.

В разделе «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана» описывается древняя Восточно-Европейская платформа, на которой расположена Прикаспийская низменность, а также показаны карты тектоническая, геологическая и рельеф Казахстана. На них можно посмотреть какие структуры соответствуют региону. Наиболее полное описание рельефа дается в параграфе «Равнины Казахстана», где целый абзац посвящен Прикаспийской низменности. Прочитав этот абзац, можно сделать вывод, что рельеф низменности однообразен. Она сложена морскими и речными отложениями (пески, глины, ил). Здесь больше всего обширных плоских глинистых равнин и песчаных массивов – Нарын, Батпайсагыр, Бозанай, Каракумы и другие.

Говоря о полезных ископаемых, то здесь отмечены крупные месторождения нефти и газа, которые расположены в Прикаспийском регионе.

В разделе «Климат Казахстана» дается общая информация по всему Казахстану, поэтому, внимательно ознакомившись с материалом учебника и проанализировав климатические карты можно самим сделать выводы о климате Прикаспия.

В следующем разделе «Внутренние воды Казахстана» есть один параграф «Каспийское море». Здесь описывается местоположение моря, рельеф дна, климат, гидрологические особенности, животный мир и его хозяйственное значение.

Так как растительный и животный мир Казахстана очень разнообразен, то в учебнике описываются некоторые виды, но здесь отмечены куланы, джейраны, сурки, которые обитают в зоне пустынь и полупустынь.

Наиболее подробно можно рассмотреть флору и фауну Прикаспийского региона в разделе «Природные зоны Казахстана. Зона пустынь и полупустынь».

Во II части учебника «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана» целый параграф посвящен Восточно-Европейской равнине. Здесь дается ее краткая характеристика: географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные зоны, растительный и животный мир. Это материал служит как бы обобщающим по все пройденным темам.

В последней части учебника «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» есть абзац, посвященный экологическим проблемам Каспийского моря.

Просмотрев материал учебника, я сделала вывод, что информации для изучения физической географии Казахстана много. Но я думаю, что для настоящего учителя, который желает расширить кругозор учащихся, необходим дополнительный интересный материал для изучения какой-либо темы.

Я разработала урок на тему: «Каспийское море» и «Восточно-Европейская равнина» с применением наглядного материала.

На уроке «Восточно-Европейская равнина» для изучения нового материала я применила презентацию.

Целью моего урока было формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

На уроке будут рассмотрены: географическое положение, геологическое строение и рельеф, климат, внутренние воды равнины.

Основными задачами на уроке будут:

Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;

Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником;

Развивать умения анализировать карты и делать выводы;

Создать условия для формирования устойчивого интереса к географии Казахстана.

На уроке «Каспийское море» я применила метод блок-схемы. Дети должны по ходу изучения нового материала нарисовать схему региона, нанести границы моря, отметить государства, граничащие с ним, три части котловины и их глубины, месторождение нефти, газа, соли и т.д.

Я думаю, что такая схема поможет учащимся лучше освоить новый материал.

Заключение

Таким образом, общий климат района, наличие огромного количества солей в почвогрунтах, высокая чувствительность экосистем к процессам опустынивания и колебания уровня моря усугубляют развитие неблагоприятной экологической ситуации на Прикаспийской береговой зоне, которая, прежде всего, связана с использованием углеводородного сырья и биологических ресурсов. Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Особенности естественного, миграционного и брачного движения сельского населения в Польше и Беларуси Отношения между белорусским и польским народами уходят вглубь веков. На протяжении столетий наши страны объединяла общая историческая судьба, славянская культура и менталитет, родство языков. Принимая во внимание этническую и культурную бл ...

Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической политики России и ее стратегии является очень важной задачей. Россия располагает значительными запасами энергетических ресу ...