Островная Арктика

Brepak.ru

Правовое положение

В начале 20 в. 7 государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) заявили территориальные претензии на части Антарктики, однако это не нашло признания со стороны других стран. 1.12.1959 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Великобритания, США и СССР) подписали в Вашингтоне Договор об Антарктике (в 2005 в него входило 45 государств). В соответствии с положениями Договора все территориальные претензии в отношении Антарктики «заморожены», вместе с тем они не отрицаются. Так, СССР (Россия) и США зарезервировали за собой право на такие претензии.

Согласно Договору, Антарктика может использоваться только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера (например, создание военных баз и укреплений, проведение военных манёвров, испытание любых видов оружия). Вся территория Антарктики представляет собой нейтрализованную и демилитаризованную зону, в пределах которой запрещена любая деятельность в военных целях, как в мирное, так и в военное время. Договор провозглашает принцип свободы научных исследований в Антарктике. Для содействия международному сотрудничеству в этой области участники Договора согласились осуществлять обмен научной информацией.

В арктическом регионе расположены территории 8 государств - России, США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии. Первые пять из них являются приарктическими, поскольку их территории непосредственно примыкают к Арктике. Приарктические страны в силу своего географического положения и исторических причин традиционно исходят из наличия у них особых, преимущественных прав при использовании арктических пространств. Такой подход нашёл отражение в т. н. секторальной теории, согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своём полярном секторе - треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступает Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлений претендует на суверенитет в отношении сухопутных и морских пространств к северу от канадского побережья. Позиция РФ основывается на включении в состав России всех островов в рамках соответствующею сектора. Швеция, Финляндия и Исландия не установили собственных секторов и не поддерживают секторалъного деления Арктики в целом.

Правовой режим морских районов Арктики, в т.ч. постоянно покрытых льдами, регулируется нормами международного морского права, касающимися морских пространств (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море).

Наиболее важными транспортными трассами в Арктике являются Северный морской путь (Россия, Норвегия) и Северо-Западный проход (США, Канада). Северный морской путь - альтернативный и кратчайший водный путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (1998), плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике, в т.ч. в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, - осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ и публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».

В силу особой уязвимости природы Арктики широкомасштабная деятельность в этом регионе может привести к пагубным для неё последствиям. Заинтересованность приарктических стран в защите окружающей среды привела к закреплению в Конвенции ООН по морскому праву (1982) положения о праве прибрежных государств принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды и обеспечивать их соблюдение.

Важным шагом в развитии международно-правового режима Арктики явилась разработка т. н. Полярного кодекса (1998) -Международного кодекса безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах. Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Дальневосточный экономический район. Добыча алмазов и золота Дальний Восток один из самых больших по площади и самых богатых, с точки зрения ресурсного потенциала, районов России. Самым большим регионом Дальнего Востока на сегодняшний день является Якутия, или по-другому, республика Саха. Так же ...

Британские острова Объектом изучения физической географии материков и океанов являются природные территориальные комплексы Земли, планетарные закономерности и морфоструктурные особенности их возникновения, развития и изменения под влиянием хозяйственной деят ...