Развитие финансового рынка Санкт-Петербурга наряду с проводимой в стране денежно-кредитной политикой значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение города, процесс формирования и использования местного бюджета, в том числе и выбор конкретных финансовых инструментов управления бюджетным процессом, а также роль городских органов власти в поддержке и стимулировании развития региональной экономики и формирования соответствующей финансовой инфраструктуры.
Cоциально-экономическое положение Санкт-Петербурга в 1996 году можно охарактеризовать следующими основными макроэкономическими показателями, приведенными в таблице 4.
Таблица 4 Основными макроэкономическими показателями.
Макроэкономические показатели | 1996 г. | В % к 1995 г. | Примечание |
Валовой региональный продукт, трлн. руб. | 60,7 | 90 | В сопоставимых ценах |
Объем промышленной продукции, трлн. руб. | 35,1 | 79,5 | - |
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, трлн. руб. | 8,7 | 69,1 | - |
Номинальная среднемесячная зарплата на одного работника, руб. | 809,5 | 166,8 | Социальный фактор |
Официально зарегистрированные безработные, тыс. чел. | 47,4 | 85,6 | - |
Доля сбережений в использовании доходов населения, % | 41 | 172,3 | - |
В целом объем промышленного производства в Санкт-Петербурге в 1996 году составил примерно 33,8% от уровня 1990 г.
Спад производства продолжается во всех основных отраслях промышленности, кроме электроэнергетики и пищевой промышленности, что обусловлено первоочередной необходимостью продуктов данных отраслей.
В то же время объем экспорта за 1996 год достиг 3,1 млрд. долларов (возрос на 2%), а объем импорта составил 4,2 млрд. долларов (уменьшился на 16%).
Депрессионная фаза в экономике Санкт-Петербурга оказывает значительное влияние на формирование городского бюджета и существенно ограничивает возможности городской Администрации. Как и в предыдущие годы продолжается процесс относительного увеличения доли внутренних доходов в формировании доходной части государственного бюджета, в которой преобладают фискальные поступления, 2/3 которых обеспечиваются тремя основными налогами (налог на прибыль, НДС и подоходный налог).
В поступлении внешних доходов имеет место разнонаправленная динамика: при сокращении поступлений из Федерального бюджета происходит рост объема использования заемных средств, что позволяет осуществить погашение превышения бюджетных расходов над доходами (дефицит бюджета).
Основными инструментами привлечения заемных средств для финансирования расходов городского бюджета являются: эмиссия ГГКО (МКО) и банковские кредиты (см. таблицу 5).
Таблица 5
Структура задолженности городского бюджета.
Виды займов | По состоянию на 31.12.96г. | По состоянию на 31.12.97г. | ||
Млрд. руб. | Удельный вес в общей сумме долга | Млрд. руб. | Удельный вес в общей сумме долга | |
ГГКО | 1976.4 | 58.3% | 1283.0 | 35.1% |
Кредиты коммерческих банков | 1038.6 | 30.7% | 0.0% | |
Векселя | 307.6 | 9.1% | 0.0% | |
Облигации городского сберегательного займа | 65.0 | 1.9% | 265.0 | 7.3% |
Еврооблигации | 0.0% | 1700.0 | 46.6% | |
Синдицированный кредит | 0.0% | 400.0 | 11.0% | |
ИТОГО | 3387.6 | 100.0% | 3648.0 | 100.0% |
Еще статьи по теме
Китай Экономическая география зарубежных стран – это общественная географическая наука, одна из важнейших ветвей географии. Она исследует закономерности развития и размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных з ...
Описание и понимание жил и брекчий Жилы и брекчии являются характерной частью большинства эпитермальных и порфировых месторождений. Часто имеется несколько генераций жил и различных типов брекчий, более старых, более молодых и других, тесно связанных с рудной минерализацией ...