Мурманский морской торговый порт основан в 1915 году. С 1933 года Мурманский порт становится одним из трёх (вместе с Архангельским и Владивостокским) основных арктических портов. Этому благоприятствовало, прежде всего, выгодное географическое расположение: близость к портам Европы и тесная связь с Ленинградским промышленным районом и выход в Арктику через незамерзающее море. Развитие морских перевозок в значительной мере способствовало превращению Мурманска из сезонного порта в порт круглогодичного действия.
Акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 г. По объёму грузопереработки ОАО «Мурманский морской торговый порт» является вторым по величине (после ОАО «Морской порт Санкт-Петербург») портом северо-западной части России. Акватория порта не замерзает круглый год. Глубины на рейде – от 20 до 60 м. Протяжённость лоцманской проводки 21 миля.
Порт располагает для работы 20 причалами общей протяженностью около 3800 м. Длина и глубина у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 11,5 м и длиной более 250 м. Проектная глубина некоторых причалов достигает 16,0 м.
Территориально ОАО «Мурманский морской торговый порт» разделяется на три грузовых района. Грузовые районы №1 и №2 перерабатывают генеральные и навалочные грузы. Грузовой район №3 представляет собой специализированный комплекс для переработки апатитового концентрата производительностью около 1000 т/час (около З млн. тонн в год).
Производственная мощность порта составляет 9,0 млн. тонн в год. Основные виды грузов, перерабатываемых на грузовых районах №1 и №2:
· цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель);
· сталь в рулонах и пачках;
· уголь навалом;
· глинозём навалом, руда навалом;
· металлолом, чугун, железорудные окатыши;
· продукция химической промышленности;
· контейнеры.
Общие объёмы грузопереработки ОАО «Мурманский морской торговый порт» с 2000 по 2006 годы отражены в таблице 2.
Таблица 2. Грузооборот ОАО «Мурманский морской торговый порт» (тыс. тонн)
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Экспорт, всего | 2972,4 | 3818,6 | 4142,5 | 3672,1 | 3891,2 | 4548,9 | 4298,0 |
Импорт, всего | 789,4 | 956,9 | 1186,8 | 980,2 | 1049,5 | 1216,6 | 1179,1 |
Каботаж, всего | 1777,0 | 1144,8 | 1013,9 | 1006,0 | 817,9 | 794,4 | 579,6 |
Местные грузы | 103,3 | 3,6 | 2,5 | 2,3 | 5,1 | 31,7 | 30,0 |
Итого | 5642,1 | 5923,9 | 6345,7 | 5660,6 | 5763,7 | 6591,6 | 6056,7 |
Еще статьи по теме
Территориальный продукт Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику территориального управления. Повышение конкурентоспособности России, создание условий для притока инвестиций ...
Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия Всестороннее изучение и различные наблюдения, проводимые в районе Каспийского моря , направлены в первую очередь на сохранение уникальной экосистемы Каспия в условиях интенсификации использования живых ресурсов его акватории и минерального ...