В 1492 году французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, именно ему король поручил ответственное задание. Моряк на быстроходной каравелле прошел вдоль французского побережья, захватив все французские суда на рейдах. После этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно, а Васко да Гама стал известной в Португалии личностью.
В 1495 году на трон Португалии взошел новый король – Маноэль «Счастливый». Он решил продолжать поиски Индии. Организовывалась еще одна экспедиция. Казалось естественным, что новую экспедицию возглавит один из лучших моряков Португалии – Бартоломеу Диаш, фактически уже проложивший путь в Индию. Но внезапно на сцене выступил Васко да Гама, человек, до сих пор не бывавший в дальних морях.
Многие считали, что это было случайностью, но это отнюдь не так. Маноэль не посылал во главе новой экспедиции Бартоломеу Диаша, прежде всего потому, что он не хотел дать своему подданному возможности слишком прославиться. Обычно, если удачливый моряк совершал важное открытие, то во второй раз во главе экспедиции посылали нового человека.
Но была и другая причина. Бартоломеу Диаш был превосходным моряком, но, по мнению короля, чтобы возглавить новую экспедицию, мало было бесстрашия и уменья водить корабли. В сложной, непривычной обстановке нужен был не только смелый моряк, но прежде всего и опытный воин, твердый администратор, хитрый дипломат. Король сделал правильный выбор. Всей деятельностью, всей обстановкой, в которой складывался его характер, Васко да Гама был превосходно подготовлен к порученному делу.
Васко да Гама тщательно готовился к экспедиции. Было собрано множество карт, переводы географических сочинений, мореходные инструменты (астролябия, квадранты, песочные часы, компас). Среди членов команды были и опасные преступники, приговоренные к смертной казни, целью которых было защищать корабли в дальних странах. Васко да Гама собрал вокруг себя самых талантливых моряков своего времени. Английские ученые считают, что всего в путь отправилось 160 человек. Многие из них хорошо зарекомендовали себя во время других экспедиций. Но они не знали, что ждет их на этот раз. Некоторые боялись, что больше никогда не увидят свою родину. Но моряков прельщали богатство и слава, и они решили отправиться в это рискованное плавание.
Непосредственное участие в подготовке принимал Бартоломеу Диаш. Он предложил увеличить размеры кораблей и заменить косые паруса четырехугольными, чтобы повысить их устойчивость и грузоподъемность. Диаш придал им более мелкую осадку, чтобы корабли могли лавировать среди мелей и островков и входить в устья рек. Корабли имели свыше 100 тонн водоизмещения; их звали «Сао Габриэль» и «Сао Рафаэль», капитаном которого был брат Васко–Пауло да Гама. На транспортном корабле «Сао Мигуэль» или как называли его моряки «Беррио» было запасов продовольствия на три года – масло, сухари, зерно, вода, вино.
8 июля 1497 года эскадра Васко да Гамы вышла из Лиссабона в море в сопровождении каравеллы Бартоломеу Диаша, который провожал Васко до Гвинеи. Началось самое Великое плавание в истории португальского флота. Теперь все зависело от того, смогут ли капитаны поддерживать на кораблях дисциплину. Это было самое долгое плавание в истории. Моря тогда были почти не изучены, и было неизвестно, чем закончится плавание этой маленькой флотилии.
Португалия была центром совершенно нового искусства–картографии. Всю информацию, которую моряки привозили из плаваний, анализировали, сравнивали и переносили на карты. Картографы давали клятвы о неразглашении, но нелегальная торговля ценными данными приносила хорошие деньги. Похитители карт шли на любые уловки, таким образом, сокровища португальских картографов оказались и в Германии. Мартин Бехайм, путешественник и космограф из Нюрнберга, привез на родину знания, которые он получил во время плавания на португальских судах. По заказу богатых купцов он сделал первый в мире глобус, который стал известен как глобус Бехайма. Он отражает мир, каким его видели в 1492 году, незадолго до открытия Колумбом Америки. Благодаря своему глобусу, Мартин Бехайм до сегодняшнего дня считается ключевой фигурой в истории мировых открытий.
Вначале плавание Васко да Гамы шло успешно. Северо-восточный пассат дал морякам легко миновать Канарские острова и дойти до Кабо-Верде. На этом отрезке пути не было никаких проблем. Но около 10° северной широты португальский флот попал в полосу шторма. Морякам необходимо было принимать решение. Тропический ветер рвал снасти, паруса пришлось убрать, корабли скрипели под натиском волн и шквала. Все время дул встречный ветер. Самым близким путем с островов Кабо-Верде до мыса Доброй Надежды был путь вдоль западного побережья Африки на юг. Но в таком случае морякам помешало бы встречное течение – юго-восточный пассат. Корабли того времени его бы точно не выдержали. Вместо этого Васко да Гама нашел выход. Он сделал большой крюк в сторону Южной Америки и таким образом избежал встречи с юго-восточным пассатом. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Еще статьи по теме
Снежные лавины – угроза устойчивому развитию горных территорий С каждым годом возрастает освоенность горных территорий — строятся дороги, рудники, гидростанции, возводятся города, базы отдыха и спорта. Освоение гор связано с многочисленными природными процессами, протекающими здесь. Это землетрясения, ...
Территориальный продукт Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику территориального управления. Повышение конкурентоспособности России, создание условий для притока инвестиций ...