Островная Арктика

Brepak.ru

Основные порты Северо-Западного федерального округа

Северо-Западный федеральный округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 миллионов человек, – единственный, который непосредственно граничит с индустриально развитыми странами Западной Европы и имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причём роль и значение Северо-запада России в развитии транспорта и в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море.

Разведанные запасы углеводородного и минерального сырья на территории округа (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь и др.), биологические ресурсы, в первую очередь лес и рыба, являются стратегически значимыми не только в российских, но и в международных масштабах. Здесь сосредоточено 16% разведанных запасов нефти и 20% разведанных запасов газа страны.

Для СЗФО характерен высокий экономический потенциал, превосходящий среднероссийские значения. Предприятия округа – главным образом Мурманской области – на 100% обеспечивают потребности страны в фосфатных рудах, ниобии, тантале, редкоземельных металлах, бадделеите. На 80% – в слюдах, флогопите и вермикулите. На долю СЗФО от общероссийских объемов приходится 20% товарной железной руды, 17–18% готового проката черных металлов и производства стали, 17% серной кислоты, 20,8% минеральных удобрений, 48% товарной целлюлозы, 59% бумаги, свыше 20% улова рыбы. Инвестиционная емкость округа несколько выше удельных показателей по численности населения и площади территории в России, доля в общем объеме инвестиций составляет около 11%.

Для общего развития СЗФО большое значение имеет наличие крупнейшего центра образования, культуры, науки, развитой инновационной инфраструктуры – Санкт-Петербурга. Заметную роль в научно-технической и инновационной сферах играет и наш Кольский научный центр Российской академии наук.

Однако ведущее место в развитие СЗФО отводится все же его транспортному значению. Транспортная инфраструктура этого округа самая развитая в Российской Федерации. Кроме мощных автотранспортных магистралей и воздушных путей сообщения имеется значительный потенциал развития трубопроводного транспорта и ж/д путей, чья роль растет постоянно с ростом экономического значения региона для РФ. Но все же центральное место занимают морские порты. Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград – это все морские ворота РФ связывающие ее с Европой и Америкой.

Еще статьи по теме

Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия Всестороннее изучение и различные наблюдения, проводимые в районе Каспийского моря , направлены в первую очередь на сохранение уникальной экосистемы Каспия в условиях интенсификации использования живых ресурсов его акватории и минерального ...

Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Положение района - цент ...